игумен лука (степанов)
Что не ясно, родной?
Ответы священника на вопросы молодёжи
Знаки судьбы
Часто слышишь от людей: «Что ж поделаешь, судьба моя такая». Но стоит ли верить в судьбу?
Подобное суеверие предусматривает освобождение человека от нравственной ответственности за обстоятельства его жизни. Понятие «судьба» смешивает в один ком те обстоятельства, которые не зависят от человека, и те, в которых у него остается нравственный выбор.

Судьба моя - быть троечником, или это следствие моей лени и разгильдяйства? Если усердней позаниматься, можно и переломить «судьбу» - значит, речь должна здесь идти не о судьбе, а о временно победившей лени.
Говорят, что слово «судьба» происходит от выражения «Суд Божий». Так ли это? И что это значит?
Не берусь безошибочно определить этимологию слова «судьба», но связь этого понятия с Небесными определениями - очевидна. В любом случае, Суд Божий - это не месть Небес за ошибки людей, а Благой Промысл, направляющий к вечному блаженству тех, кто захочет. Так что «судьба» человека складывается из осуществления его собственных желаний и неизменной воли Божией на добровольное спасение всех людей.
Влияет ли имя человека на его жизнь?
Решительно не влияет. Благоверный князь Игорь, мученица Голиндуха и многие другие святые носили имена, вовсе не имевшиеся в синдикат Церкви, но, прожив и умерев свято, они прославили прежде бесславное имя свое. Одно и то же имя - Иуда - носили и предатель Христа Спасителя, и несколько праведников Ветхого и Нового Заветов. Возможность особой молитвенной связи своим святым помогает тому, кто карабкается «вверх», и служит к большему осуждению катящемуся «вниз».
Как выбрать имя новорожденному? Обязательно ли ориентироваться на церковные святцы?
В прошлом новорожденного называли именем того святого (или святой), чья память праздновалась с первого по восьмой день от его рождения, усматривая в самом времени появления на свет указание на угодника Божия, в честь которого надлежит быть младенцу нареченным. С этим именем на восьмой день дитя и крестили. В наше время достаточно, если имя младенцу будет выбрано из списка святых Православной Церкви, а еще лучше, если оно будет выбрано не только по причине благозвучия, но и по любви родителей к данному святому, по благоговению перед его христианским подвигом.
Как относиться к различным приметам, таким, как, например, знаменитая чёрная кошка или приметы погодных явлений?
По-разному. Справедливость погодных примет признаёт Сам Господь, указывая в евангельском повествовании, что по небесным знамениям люди узнают наступающую погоду. Власть же звёзд, кошек, кофейной гущи, карт и прочих бессмысленных вещей над человеческой жизнью - нелепость из нелепостей, о которой христианину и говорить смешно, а уж верить в нее просто стыдно.
Существуют ли православные приметы?
Думаю, да. Поскольку всё Православие - это теория и практика спасения, то к православным приметам можно отнести некоторые едва заметные факты человеческой жизни, указывающие на возможные серьёзные последствия, содействующие или препятствующие спасению. Например, если в сердце (то есть в мыслях, поддержанных чувствами) ты с постоянством предаёшься какому-либо греху - это явная примета того, что вскоре грех может быть совершен тобой уже в самом действии.

Есть, по свидетельству преподобного Исаака ширина, «тайные знаки отречения от Христа», определимые тогда, когда внешнего отречения еще не состоялось. Это «малые измены», о которых сказал Господь: «Неверный в малом неверен и во многом». (Лк. 16:10) И напротив, есть замечательные признаки приближения человека ко спасению: проявление милости к врагам и нищим, приметы самоукорения, благоговения перед церковными святынями. Способный по малым приметам предугадать серьёзные последствия именуется премудрым.
На день рождения мне подарили золотой крестик, но моя бабушка сказала, что он неправославный. Бывают ли крестики неправославными?
Не знаю, бывают ли такими крестики, а вот бабушки неправославными бывают. Некоторым из них свойственна узость суждений в соответствии с канонами, ими же самими придуманными.

Если не говорить о том, что вообще изображение на нательном кресте Распятого Господа является поздним нововведением, пришедшим с Запада, то можно заметить, что католики чаще изображают на Кресте ступни Христа скрещенными и пробитыми одним гвоздём, вместо изображения, свойственного христианскому Востоку, - по одному гвоздю в каждой ноге Господа. Однако, разглядеть на нательном крестике такие подробности затруднительно. Нарядность же крестиков и разнообразие форм не ставят для нас под сомнение их пригодность для благоговейного ношения у сердца.
Замечаю, что верующие часто крестят предметы обихода, дорогу перед собой, даже людей… Правда ли, что выход из дома без крестного знамени сулит неудачу?
Крест Христов и его изображение (знамение) имеет силу над отварными личностными существами - падшими ангелами. Значит, осеняя себя, кого-то или что-то этим знамением, мы отделяем или отделяемся от невидимой области «отца лжи». Для верующего человека духовное противостояние этой области ощущается острее, чем сражение с врагами видимыми. Поэтому нам свойственно часто и при различных обстоятельствах креститься и перекрещивать предметы, ища не столько удачи в земных делах, сколько помощи Божией против козней духов тьмы.
Собирание земли с могилы святых, поклонение мощам - разве это не суеверие?
Было бы суеверием, если бы честь воздавалась самим останкам человека или кладбищенским атрибутам. Мы же, поклоняясь святым мощам (то есть останкам канонизированных Церковью героев духовной битвы), воздаём славу Тому, Кому был посвящен подвиг их жизни и Кто дал им силы его совершить. «Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67:36), - восклицает Церковь, молясь перед мощами и иконами. Тело святого, погребенное в земле, становится землею по слову Господню: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:19) - и таким образом освящает собой и ту землю, с которой смешивается в могиле, сообщая ей духовную силу.
Что хочешь, то и… не делай?
Что такое промысл Божий? Если он есть, значит, жизнь человека полностью зависит от решения Бога? И как отличить Промысл Божий от случайности?
Как Творец и Хозяин мира Бог поддерживает его существование таким образом, чтобы венцу творения - человеку - оставалась возможность при желании вернуть себе блаженство вечного пребывания с Господом. В замысле Божием о мире и человеке есть замечательная особенность: быть с Богом можно только добровольно! Так что Промысл существует ради правильного употребления человеком его свободы.

Случайностью мы называем событие, не имевшее для своего осуществления серьёзных оснований. Разве в мире, где всё так взаимосвязанно, подобное бывает? Другое дело, что очень часто человеческому уму связать в ясные мотивы то, что с нами происходит бывает не по силам. Тогда остаётся просто полностью вверится Господу. Это возможно только верующему. Неверующий в Промысл всю жизнь бродит по путанным тропам лонных догадок.
Бабушка учла в любых обстоятельствах говорить: «Слава Богу за всё!». Но как можно благодарить Бога за войну, болезни, смерть близких?
Именно так, как учила бабушка! Впрочем не одна она. Не переживать по упомянутым печальным поводам крайне трудно, но можно верить в то, что не только благословения, но и попущения Божии содержат благо для человека, поскольку от Всеблагого Господа нашего исходят.
Мне на исповеди посоветовали довериться воле Божией. Но как узнать эту волю?
Тому. Что пока нельзя узнать, и приходится довериться. Воля Божия бывает очевидна после того, как с души схлынет буря страстей и обнаружится ясная дорога к Вашей жизни к Жизни Вечной.
Почему говорят, что «благими намерениями выстлана дорога в ад»?
Так говорят, когда хотят напомнить, как ограничены способности нашего разума. Если что-то кажется тебе благом, это еще не значит, что так оно и есть. Многие, взвалив на себя мнимое благое непосильное бремя, надорвались и повернули вспять.
Я слышал, что монаху положено «отсекать свою волю» - все делать вопреки своим желаниям. Какой в этом смысл?
Отсекать свою волю - значит держать ее свободной от земных пристрастий ради наполнения Небесной Благодатью. Это значит научиться довольствоваться в мире лишь самым необходимым, получаемым без особых хлопот. Только научиться этому на деле очень трудно, поскольку своеволие происходит от самость и лежит в самой сердцевине преданной греху души.
Что значит слово «свобода» для православного? И возможна ли она вообще, ведь существует столько постов и разного рода ограничений?
Свобода-существенное свойство человеческой личности. Вершина творения Божьего - создание Им другой, отличной от Своей, свободы, которая и предоставлена ангелам и людям. Потерять ее, значит перестать быть вполне человеком.

Прежде всего, свобода проявляется в возможности выбора между добром и злом так что наши поработители - это те люди, духи и идеи, которые приучают к нравственному релятивизму (безразличию), втягивают в грех и доводят до невозможности выбрать добро по причине укорененности во зле. Вот страшнейшее из рабств, о котором сказано Господом: «Всякий, делающий грех, есть раб греха». (Ин. 8:34) Этого-то рабства и помогает избежать легкое иго Христовых заповедей.
Зачем Бог дал человеку свободу выбора? Он ведь знал, что в будущем человек выберет зло и попадет в ад. Как и зачем Бог мог такое допустить?
Хотя ад был определен стать неизбежной участью падшего человечества до пришествия Христова, но был предназначен не только для людей, но и для Самого Господа. Так что, Тот, Кто дал свободу согрешить и сойти в ад, Тот же, сойдя в ад извел на свободу и призвал всех к святости и раю, обеспечив для этого всем необходимым.
Когда-то на уроке литературы меня поразил отрывок из пьесы Горького «На дне»: «Человек может верить и не верить…это его дело! Человек - свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!..» Можно ли согласиться с автором? В этом ли состоит настоящая свобода?
Можно согласиться, он по-своему прав, но можно и пожалеть такого анархиста, кредо которого: «Что хочу, то и ворочу». Больно уж плата непосильная! Многие храбрятся: «Я, мол, отработаю», а глядишь потом, как возьмутся за дело, - где же былая прыть?

И пальчик обжечь больно, а уж огню геенскому быть отданному навсегда за минуты самодовольного и безумного самохвальства, куда больнее. Так что, лучше не брать на себя непосильного. А в ком нет веры словам Господним, тот, конечно, свободен доверять себе или врагам Божиим, но каковы будут последствия?
Итак, православный человек не может жить по принципу: «Что хочу, то и делаю»?
Почему же, может и должен. Вопрос лишь в том, чтобы приучить себя хотеть угодное Богу. В этом вся наука жизни. Здесь же и источник блаженства. Как писал один святой: «Раньше я хотел, чтобы все свершалось по моему желанию, но видела что бывает не так, но как хочет Бог. Тогда я решил, пусть будет так, как Ему угодно, и с тех пор вижу, что все происходит по моей воле»!
Игумен Лука (Степанов) - настоятель "студенческого" Покровско-Татьянинского храма при Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина, заведующий кафедрой теологии РГУ
Made on
Tilda